Когда соискателя приглашают на собеседование, как правило его настрой становится немного нервным. Если мало опыта в прохождении собеседований, в самопрезентации, допускаются грубые ошибки, в результате которых собеседования проходят с отрицательным результатом.
Безусловно, часто я слышу такие фразы, как:
"А кто там принимает решения?"
"Что там может решить девочка-рекрутерша?"
"Да кому я буду рассказывать о своем опыте, там две извилины".
Возможно друзья, это и так. Но если компания, доверила данному сотруднику отбор кандидатов, значит придется рассказать и предоставить пояснения на все возникшие вопросы у рекрутера.
Итак, какие же основные ошибки допускают соискатели?
Главное в собеседовании, даже не готовность самопрезентации и вашего ответственного подхода к общению или подготовки к вопросам на собеседовании.
Это безусловно важно. НО!
- Часто отрицательное решение возникает после того как соискатель:
- Размыто отвечает на конкретные вопросы.
- Не может предоставить ответа на вопрос.
- Демонстрирует высокомерие при ответах на вопросы.
- Проявляет явное негативное отношение к беседе.
Если у вас был неудачный опыт прохождения собеседований, его категорически нельзя транслировать на встречу, которая может стать стартовым шагом для выхода на работу.
В первую очередь, всегда выстраивайте:
- Позитивный диалог, в котором в вашей адекватности не сложится малейшего ощущения сомнения
- Если затрудняетесь с ответом, сообщите что уточните и обязательно вернитесь, например в письменном виде направьте дополнения
- Не переспрашивайте рекрутера и не говорите, что вам не понятен вопрос. Это лишь усложнит ситуацию. У вас всегда должны быть готовы ответы на все вопросы.
Основные принципы самопрезентации
В чем минус размытых формулировок и не конкретных ответов?
Это всегда говорит о профессионализме специалиста. Если даже у вас есть NDA, то любые цифры можно упоминать в совокупных объемах или в процентном соотношении. Раскрыть необходимую для понимания информацию о ваших объемах работы, возможно всегда.
Сколько времени можно рассказывать о себе?
Не более 2-3 минут. Короткий рассказ не должен содержать всю вашу биографию, речь должна идти только о ваших профессиональных достижениях и безусловно о работе.
Если соискатель будет при попытке ответить, говорить так:
- "Ну ладно, объясню попроще.."
- "Ну как же вам объяснить, вы же не специалист.."
- "Вам не понять, это узкий профессиональный термин".
Это всегда будет большой минус соискателю с точки зрения оценки его профессионализма со стороны.
Ну и самая главная проблема. Плохая самооценка соискателем самого себя.
Когда соискатель говорит:
- Мне и рассказать то нечего.
- Да работал везде понемножку.
- Не могу особо похвалиться.
Именно такая оценка и будет со стороны работодателя.
Самопрезентация - это ПРОДАЖА своих компетенций, ДЕМОНСТРАЦИЯ своего профессионализма, ОЦЕНКА своих навыков.
5 правил самопрезентации
Чтобы научиться грамотной самопрезентации:
1. Напишите на бумаге 10-15 своих самых больших достижений на ваших местах работы
2. Сформулируйте письменно, чем они были полезны бизнесу в котором вы работали с учетом искомой должности
3. Оцифруйте эти достижения на бумаге (Что, Когда, Сколько, Результат)
4. Удалите все то, что не получилось оцифровать
5. Проранжируйте достижения в хронологическом порядке
6. Сядьте перед зеркалом и расскажите себе о своих результатах 5 раз
7. Тренируйтесь ежедневно, корректируйте свой рассказ.
Ваши навыки самопрезентации спустя 2 недели значительно изменятся. Поэтому если вы заранее сформируете грамотную самопрезентацию количество вопросов к вам может дойти "до нуля". Это и будет идеальной самопрезентацией. Удачи!
Если вы сегодня ищете работу, рекомендую ознакомиться с Навигатором соискателя. Здесь собраны рекомендации и лайфхаки для эффективного поиска работы на сегодняшнем рынке труда.